Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?
Одной из причин, по которой одни снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством композиции кадра.
Вы, наверное, уже догадались о чем сегодня пойдет речь?
Основы композиции в фотографии – тема нашего с вами разговора, причем она настолько объемная, что я решил разбить ее на три части (вторая часть, третья часть).
Всем известная крылатая фраза гласит:
Правила созданы для того, чтобы их нарушать.
Но не зная правил построения кадра – мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет.
Некоторых природа наградила хорошим вкусом и чувством прекрасного, им наверное можно не читать дальше, потому как они не узнают ничего нового, ну а тем людям, которым с этим повезло меньше – остается только учиться.
Давайте уже приступим.
Основы композиции в фотографии. Первые 7 советов как сделать кадр неотразимым.
Начать, думаю, стоит с определения.
Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.
Основы композиции в фотографии. Совет №1 – Используйте правило золотого сечения и правило третей.
О правиле золотого сечения я рассказывал в статье «Правило золотого сечения. Семь интересных фактов, о которых вы возможно не знали». Правило третей в фотографии подробно разобрано в статье «Правило третей в фотографии. Сделай свои фотографии интересными и привлекательными».
Вкратце напомню вам об этих правилах.
Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали.
Самые эффектные зоны находятся в точках пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.
Автор изображения – Artem Yankovsky
Если расположить линию горизонта по одной из этих линий, то кадр будет смотреться гармоничней.
Автор – Francis Gagnon
Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.
Автор – Caras Ionut
В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.
Основы композиции в фотографии. Совет №2 – Геометрическая композиция.
Все объекты нашего мира можно подогнать под простые геометрические формы – линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг.
Каждая из этих форм будет вызывать определенные эмоции.
Если долго смотреть на квадрат или прямоугольник возникает ощущение стабильности.
Автор – Steve (Maxx) Landeros
Треугольник, стоящий на основании смотрится устойчивым, а если его поставить на вершину? От устойчивости не останется и следа, кажется, что он вот вот упадет.
Автор – Garry Schlatter
Круг ассоциируется с уютом, спокойствием.
Автор – Nadya Chudina
Основы композиции в фотографии. Совет №3 – перспектива, выделение пространством.
Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.
Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний – деревья, на задний – горы.
Автор – Gary McParland
Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона – использование максимально открытой диафрагмы.
Основы композиции в фотографии. Совет №4 – Тональная перспектива.
Ощущение объема также можно передать и с помощью цвета.
Автор – Martin Rak
Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилиться.
Основы композиции в фотографии. Совет №5 – Цветовая композиция.
Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.
Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.
Автор – Dave Williams
Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.
Автор – David Mould
Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя.
Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии.
Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их зачастую используют в рекламной фотографии.
Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, иначе может получиться несуразица – композиция будет попросту разваливаться.
Избегайте ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.
Основы композиции в фотографии. Совет №6 – Черно-белая фотография.
Поклонники черно-белой фотографии знают, что белый цвет кажется объемней черного.
На черно белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом переходит к темным.
На этом эффекте основана следующая иллюзия:
На листе в ровную черно-белую полоску будет казаться, что белые полоски шире.
Ярко белый предмет будь он на переднем или заднем плане обязательно покажется в этой композиции главным.
Основы композиции в фотографии. Совет №7 – Используйте правило диагоналей.
В идеале мы с вами должны научиться управлять взглядом зрителя: мы должны взять зрителя за руки и привести к главному объекту кадра.
Как это сделать, спросите вы?
Для этого нужно использовать различные линии – дорога, провода, линия берега, рельсы, в общем все, что вашей душе угодно (даже линию взгляда). Линии не обязательно должны быть прямыми.
Автор – David Nightingale
Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в правый верхний выглядят напряженнее нисходящих, это может быть связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз, здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх, что требует больших усилий.
Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.
Нисходящие линии – из вершины левого верхнего угла в правый нижний, ассоциируются они со спокойствием и умиротворением.
Использованы фотографии с сайта 500px.com
Как я уже говорил в начале статьи тема “композиция в фотографии” практически бесконечная, поэтому продолжим говорить о ней в следующий раз.
Теперь вы знаете, как сделать кадр совершеннее. Но это лишь вершина айсберга, после любой фотосессии фотографии нужно обработать, для этого я обычно использую Adobe Lightroom. Импортирую изображение, убираю дефекты, такие как хроматические аберрации, завал горизонта, дисторсию, виньетирование, далее играемся с цветом, добавляем ключевые слова и можно сохранять изображение, при этом можно добавить водяные знаки. Обработка в лайтруме занимает минимум времени, ускорить обработку можно при помощи пресетов и горячих клавиш. Во время обработки фотографий немаловажную роль играет правильная цветопередача, а для ее реалистичности нужно “всего” лишь настроить монитор, познакомьтесь со статьей калибровка монитора в домашних условиях и упростите себе жизнь.
Зарабатывайте на своих фотографиях, продавая свои изображения на микростоках. Регистрируйтесь в микростоках Fotolia, Dreamstime, BigstockPhoto, 123rf, Crestock, Лори.
Учитесь фотографировать у профессионалов или просто насладитесь интересными фото подборками: цветущая сакура, фото капель воды, минимализм в фотографии, красивые романтические фото, портреты стариков.
Хотите получить бесплатную книгу по основам композиции с большим количеством примеров?
Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”
Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”
Зарегистрируйся на онлайн тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“